Eвгений Платов

Eвгений Платов

 

Неофициальный сайт

 

Новости


 


Пресса 2000 -2010 г

  

Евгений Платов: «Вернись Плющенко чуть раньше, без проблем выиграл бы в Ванкувере». Борис Ходоровский 28 марта 2010

Двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду - о достоинствах и недостатках своих партнерш и системы судейства. Танцы на льду появились в олимпийской программе позже трех других дисциплин - в 1976 году. За 34 года было разыграно десять комплектов наград, и двукратными олимпийскими чемпионами удалось стать только блистательному российскому дуэту Оксана Грищук - Евгений Платов. Многие специалисты в области фигурного катания с уверенностью утверждают, что повторить этот успех не удастся никому.


Двукратный олимпийский чемпион поведал корреспонденту «Спорт уик-энда» о секретах своих триумфов, а также о проблемах современных танцев на льду, да и всего фигурного катания в целом.

С другой стороны бортика всё видится по-другому

- Насколько тяжело приходится двукратному олимпийскому чемпиону в роли тренера?
- В бытность спортсменом и не подозревал, как сложна эта работа. Когда сам выступал, просто не мог понять ощущения человека, стоящего у бортика. К разговорам о трудностях тренерской жизни относился скептически. Только сейчас, встав по эту самую другую сторону бортика, ощутил в полной мере все тяготы ремесла. Многие фигуристы моего поколения стали тренерами, и при встречах беседа между нами всегда начинается с вопроса: «Ну, как у тебя первый турнир прошел?» В ответ чаще всего слышишь: «Ничего не помню. Только ноги от волнения подкосились».

- Неужели фигуристы, выходя на главный в жизни прокат, волнуются меньше?
- Когда спортсмен выходит на лед, волнение исчезает с первыми тактами музыки. Тренер же все четыре минуты, пока длится танец, находится в высочайшем напряжении. Он весь со своими подопечными, стремится послать им свою энергию.

- Вы помните свой первый турнир в новом качестве?
- Конечно. С Галит Чейт и Сергеем Сахновским мы приехали на «Скейт Америка». Пока ребята катали «Золотой вальс», думал, что умру.

- Тренерскую карьеру вы начинали под руководством Татьяны Анатольевны Тарасовой…
- Она работала в Симсбери, что рядом с Бостоном, а я живу ближе к Нью-Йорку. Расстояние, по американским меркам, приличное. Два года по разу в неделю мотал по 300 километров от работы до дома и обратно. На спидометре накопилось несчетное количество миль. После двух лет совместной работы Татьяна Анатольевна решила переехать в Москву, а я остался не у дел. Можно было бы продолжать трудиться в Симсбери, но очень хотелось жить дома. Он у меня замечательный, очень уютный.

Ничего в своей спортивной жизни менять бы не стал

- Как сложился ваш дуэт с Оксаной Грищук?
- У меня за всю спортивную карьеру было три партнерши. С Леной Крыкановой мы прокатались вместе девять лет, выиграли три юниорских чемпионата мира. Никто до сих пор не побил наш рекорд, хотя в ту пору для юниоров был установлен возрастной лимит 18 лет, а не 21, как сейчас.

- Почему же тогда такая перспективная пара распалась?
- Нам было по 18, а девочки взрослеют быстрее. Я еще оставался пацаном, а Лена в одночасье стала настоящей леди. В нашей паре потерялась изюминка. Пока мы были наравне, она сверкала, как звездочка, а потом как-то потухла. Появились свои проблемы и вне льда, партнерша замуж собралась, а я встал в пару с Ларисой Федориновой. Это была талантливейшая спортсменка, гибкая, как человек-змея. С ней мы прокатались три года, и даже съездили однажды на чемпионат мира третьей российской парой. Заняли 6-е место, вроде все было замечательно, но Лариса набрала вес 69 кг! Поднять ее было уже невозможно. Опять встал вопрос о новой партнерше. Спасибо тренеру Наталье Дубовой, которая нашла мне Грищук. Честно признаюсь, поначалу не верил в успех нашего тандема. У нас была абсолютно разная техника.

- Как же так получилось, ведь вы оба начинали в Одессе?
- Оксана никогда не занималась у Бориса Алексеевича Рублева. Она была одиночницей, совсем девчонкой уехала в Москву, и первым ее взрослым тренером была Наталья Линичук. С Оксаной мы около года привыкали друг к другу.

- У вас была базовая техника Дубовой, у Оксаны - Линичук. Какая получилась в итоге техника у пары Грищук - Платов?
- Дубовская школа технически на порядок выше. «Дубовский конек» - это высшая похвала любому фигуристу. Линичук научила другому: умению думать, вкладывать в танец эмоции и душу. Считаю огромным везением, что на протяжении своей карьеры довелось работать с тремя великими тренерами. Двух я назвал, третьей стала Татьяна Анатольевна Тарасова.

- Если бы вы вдруг перенеслись лет на 20 назад и вновь стали спортсменом, к какому тренеру обратились?
- Наверное, ничего бы не менял. От каждого тренера почерпнул самое ценное. Дубова дала технику, Линичук раскрыла нас с Оксаной как танцоров, а Тарасова нашла новые грани и отшлифовала их к Играм-98, что позволило нам стать двукратными олимпийскими чемпионами.

Меня уломали «сбацать» чемпионский рок-н-ролл

- Как вы относились раньше и относитесь сейчас к публикациям о драках на льду, плевках Грищук вам в лицо и прочих малоприятных вещах?
- Оксана - талантливейший человек, работоспособный до невозможности. Когда на тренировках отрабатываешь какой-то кусочек программы, то обычно после каждого проката делаешь хотя бы 30-секундную паузу для отдыха. Моей партнерше достаточно было трех секунд, а затем она рвалась на лед. И тащила за собой меня! Это неуемное желание работать во имя будущих успехов и было причиной ее экспансивных выходок. Она просто теряла контроль над собой.

- Кому из тренеров все же удавалось справляться с неуправляемой Грищук?
- Все помогали совладать с Оксанкиным сумасшедшим характером. Лучше других это удавалось Тарасовой. Мы пришли к ней за год и два месяца до Олимпиады.

- Первое золото в Лиллехаммере вам принес неожиданный рок-н-ролл…
- Самым опасным в фигурном катании я считаю смену стиля. Это игра ва-банк: пан или пропал. Середины быть не может. Идею «сбацать рок-н-ролл» Линичук предлагала еще за полтора года до начала Игр. Я еще недоумевал: ну, какой из меня рок-н-роллист? В ответ Наталья Владимировна привела пример Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Даже такие признанные мастера классики танцевали под этот ритм. Но убедить меня так и не удалось.

- Каким образом все-таки удалось уломать вас на рок-н-ролл в олимпийский сезон?
- Летом 1993-го Линичук еще раз предложила нам с Оксаной этот ритм, мы снова отказались. Тогда Наталья Владимировна отдала музыку своей второй паре, Анжелика Крылова вместе с Владимиром Федоровым стала готовить программу. Мы же с Оксаной, внимательно прослушав отвергнутую мелодию, поняли, что сделали ошибку. Это было стопроцентное попадание «в десятку», или «в шестерку» по тогдашней шкале оценок. Хотя я поначалу этого все равно не решался признать, хотел кататься под испанские мелодии. Здесь-то и проявился характер Грищук, которая решила меня переломить. Аргумент был единственный: «Я в это верю!»
Несмотря на сложившееся мнение, что мы, ненавидя друг друга, не общались после тренировок, подобные обсуждения всегда проходили нормально. Мы садились вместе, слушали музыку, обменивались мнениями. Я приехал со своей тогдашней женой, актрисой Машей Аникановой, и они с Оксаной убеждали меня уже вдвоем. Против такой «убойной силы» устоять было невозможно. Тем более что музыка была действительно «победной».

- Почему, выиграв все, что можно, став первой парой в России, Европе, мире, вы решили уйти от Линичук к Тарасовой?
- Двум сильным парам у одного тренера ужиться трудно. Я восхищаюсь работой Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, ученики которых выиграли в Ванквере золото и серебро. Это то самое исключение, которое подтверждает правило. Как бы все ни старались, неизбежно возникают обиды и ревность. С Анжеликой Крыловой и Олегом Овсянниковым мы дружили, даже жили в одном доме. Когда они в спортивном плане встали с нами наравне, кому-то нужно было уходить.

- В таком случае обычно уступает место вторая пара…
- Думаю, Линичук к тому времени надоели наши скандальные тренировки. Я сейчас сам на ее месте и понимаю: бывает, что с кем-то работать комфортнее. С подопечным, беспрекословно доверяющим тебе и выполняющим все требования, можно заниматься круглосуточно. И еще один фактор сыграл свою роль: мы уже стали олимпийскими чемпионами, а они еще нет. Поднять на вершину две пары для тренера - это круто! После того как Линичук и Карпоносов уехали с другими парами на соревнования и оставили нас на целый месяц вообще одних, я понял: предпочтение отдается отнюдь не нам. Помогал нам в это время только фанат-видеооператор. Оксана уразумела все гораздо раньше. Женские мозги более гибкие.

Второго золота могло и не быть

- Чем вы объясните, что у вас с Тарасовой поначалу не получалась работа над «Мемориалом»?
- Когда Татьяна Анатольевна нашла эту музыку, сразу стало понятно: это победа - как рок-н-ролл в Лиллехаммере. Нужно было только сделать точную аранжировку, и мы придумали наложить на эту мелодию ритм «Болеро». Не сразу, правда. Грищук поначалу музыка вообще не понравилась. Сначала она просто высказывала свое мнение, потом, как мы говорили, «закинулась»: «Я это катать не буду, хоть режьте меня!» Тогда Татьяна Анатольевна на три дня бросила нас и уехала в Нью-Йорк к Алику Гольдштейну который еще для фигуристов сборной СССР аранжировки делал. Он и сейчас выручил Оксану Домнину и Максима Шабалина, когда у них возникли проблемы с авторскими правами на музыкальное сопровождение к танцу аборигенов. Три дня Тарасова не выходила из дома Гольдштейна и даже не отвечала на телефонные звонки. Зато привезла стопку кассет высотой до потолка с вариантами аранжировки и сказала: «Выбирайте!» Три варианта были просто неподражаемы.

- Партнерша сразу признала вашу правоту?
- Как бы не так! Я понимал: если не надавлю на Оксану, мы проиграем. Четырьмя годами раньше она меня прессинговала, сейчас пришла моя очередь. Стали тренироваться, но через несколько месяцев Оксана опять «закинулась». Мол, раздражает меня эта музыка, не понимаю я ее. До Олимпиады же оставалось около трех месяцев, и Оксанку пришлось убеждать снова.

- Кто в этом больше преуспел - вы или Тарасова?
- Думаю, все вместе. Все-таки Оксана была уникальна. На тренировках она могла бросить кататься, подбежать к бортику и, схватив за грудки Тарасову, трясти ее с криками: «Ну, выиграем мы или не выиграем?» Как грушу трясла, хотя весовые категории были несопоставимы!

- Неужели была мысль, что вы можете проиграть Анжелике и Олегу?
- Легко. Мы были очень близки к этому. Малейшая слабинка - и всё.

С Майей Усовой за пять лет ни разу не поругались

- Грищук в одном из интервью сказала, что ваша пара могла бы кататься и на третьей Олимпиаде…
- Если не обращать внимания на травмы (у меня две операции на колене было и вывернутые руки), то, наверное, могли бы. И если бы Оксанин характер хоть наполовину бы укротить… В профессионалах я откатался с Майей Усовой пять лет и за это время мы ни разу не поругались.

- Не считаете, что именно мягкий характер Майи и не позволил ей достичь олимпийской вершины?
- Вполне допускаю. Только в жизни есть вещи поважнее медалей. Нужно еще и получать удовольствие от работы.

- Почему тренерская карьера у Майи Усовой, также начинавшей в качестве ассистентки Тарасовой, сложилась не столь удачно, как у вас?
- Майя очень мягкий человек. Став тренером, я понял, что без жесткости и дисциплины в этом ремесле нельзя. Хотя тренер должен еще и делиться теплом с подопечными. Иногда нужно сесть вместе, выпить чашку чая. Когда чувствуешь, что тебя уважают, и работается совсем по-другому.

- Самым жестким тренером, с которым вам пришлось столкнуться, была Дубова?
- Дубовская дисциплина вообще переходила все грани разумного. Из человека делали робота. Хотя и время тогда было другое. Вспомните скандалы между хоккеистами, ставшими впоследствии звездами НХЛ, и Виктором Васильевичем Тихоновым.

Новая система судейства не препятствует творчеству

- Как вы относитесь к новой системе судейства?
- Нововведение, придуманное нынешним президентом ISU Оттавио Чинкванта, мне с самого начала было интересно. Появились критерии оценки элементов, специалистам сразу видно, за что снижены или повышены баллы. После Олимпиады в Турине исчезли последние сомневающиеся в том, что танцы на льду являются спортом. На Олимпиаде в Турине многие опытные мастера просто не смогли приспособиться к новым требованиям и допускали нелепые ошибки. В Ванкувере я не видел, чтобы даже на тренировках кто-то спотыкался. Сейчас подросли те, кто крутит четверные и восьмерные твизлы с юниоров. Да и зрители потихоньку стали разбираться в нюансах судейства и награждают спортсменов аплодисментами как раз за технически безупречно выполненные элементы.

- С вашим мнением категорически не согласен Евгений Плющенко, который считает нынешнюю систему судейства несовершенной и тормозящей развитие фигурного катания…
- Ни одна система судейства в фигурном катании не может быть идеальной. Традиционные «6,0» просуществовали больше ста лет, а нынешняя шкала оценок - всего пять. Безусловно, в каких-то моментах нужно совершенствовать правила. Только все дело в том, что сам Плющенко во многом остался в системе «6,0». Если бы он не уходил после своего триумфа в Турине или хотя бы вернулся немного раньше, то выиграл бы без проблем свое второе олимпийское золото. Потенциал-то у него колоссальный! Я сам видел, как в Ванкувере на тренировках Евгений с легкостью исполнял каскад «4+3+3». Только идея реформирования судейства заключалась еще и в том, чтобы обратить внимание не только на прыжки, но и на вращения, дорожки, дуги. Раньше такие «мелочи» на оценках не отражались. Сейчас - другое дело. Фигурист должен уметь все, а его программа - оставлять целостное впечатление.

- Многие тренеры утверждают, что это невозможно, и принятые сейчас уровни оценки элементов сковывают творчество…
- Полная ерунда. Другое дело, что сейчас совершенно иные требования к физической готовности фигуристов. Чтобы на протяжении нескольких лет выполнять элементы четвертого уровня, нужно иметь железное здоровье. Если форсируешь подготовку, то не выдерживают и ноги, и спина.

- Именно по этой причине впервые олимпийскими чемпионами в танцах стали молодые фигуристы?
- Не только. Ученики Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой фантастически одарены. Они спортивны и в то же время артистичны. Только я не уверен, что Тесса Вирту и Скотт Мойр выдержат еще четыре года и смогут повторить в Сочи наше с Грищук достижение (уже после ЧМ-2010 появилось сообщение о том, что олимпийские чемпионы Ванкувера хотят либо взять паузу в выступлениях на несколько сезонов, либо вообще покинуть любительский спорт. - Прим. авт.)

- Вы помогали Александру Жулину готовить к Олимпиаде в Турине будущих чемпионов Игр Татьяну Навку и Романа Костомарова, но после этого работали только с парами, занимающими в мировой табели о рангах места в конце первой десятки…
- Тренерская доля такова, что учеников, способных подняться на олимпийскую вершину, можешь ждать всю жизнь. И не дождаться. Как я уже говорил, в жизни есть вещи и поважнее медалей и титулов. Нужно просто получать удовольствие от своей работы.

Евгений Платов
Родился 7 августа 1967 года в Одессе.
Вместе с Оксаной Грищук выиграл две золотые олимпийские медали в танцах на льду (Лиллехаммер-94, Нагано-98). Четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы.
Трехкратный чемпион мира среди юниоров в паре с Еленой Крыкановой, чемпион мира среди профессионалов в паре с Майей Усовой.
В настоящее время живет в США и работает тренером.
Самыми известными учениками Платова на сегодняшний день является британский дуэт Шинед Керр - Джон Керр (5-е место на ЧМ-2010 и 8-е место на Олимпиаде в Ванкувере).

http://www.nevasport.ru/articles.php?id=18947

Copyright © Сайт открыт 25.10.2006 
Cоздание и управление сайтом - система CMS SiteEdit
 
Яндекс цитирования Каталог ссылок на интернет сайты с описаниями Cайт о И. Бобрине, Н. Бестемьяновой и А. Букине бесплатные форумы