Eвгений Платов

Eвгений Платов

 

Неофициальный сайт

 

Новости


 


Пресса до 2000 г.

  

Анатолий Чайковский: Второе дыхание. Материал из журнала «Шесть ноль» Март 1997.

Обычно второе дыхание знакомо легкоатлетам или лыжникам, чьи спортивные старты связаны с длительными нагрузками.  Скажем, бежит человек дистанцию десять километров, и вот на полпути ему становится невыносимо тяжело — так, что в пору сойти с дистанции. Однако никто из опытных спортсменов бег не бросает, знает, что надо потерпеть несколько минут, а потом неизменно придет облегчение и снова можно будет включиться в борьбу с соперниками. Именно это обретение новой свежести и силы и называется «вторым дыханием»


У фигуристов — короткая «дистанция». Поэтому о «втором дыхании» речь никогда не идет. Но это вовсе не значит, что в их жизни оно вовсе отсутствует. Попробую это показать на самом свежем примере, взятом из последнего сезона, точнее - с чемпионата Европы в Париже
Специалисты и зрители бурно приветствовали появление на световом табло оценок «6.0», которыми были воз награждены за свои труды и мастерство чемпионы Европы Оксана Грищук и Евгений Платов. «Шестерок» было очень много, пожалуй, никогда ранее Оксана и Евгений не получали их столько. И оригинальный танец, и, особенно, произвольный (5,9  5,9  6,0  6,0  6,0  6,0  5,9  6,0  6,0) поражали своей свежестью,  нестандартностью решений, новыми элементами.  А ведь еще год назад поползли откуда-то слухи, что стиль Грищук и Платова устаревает, что они в своих танцах стали повторяться, а в творчестве олимпийских чемпионов наблюдается застой.
Основания для таких суждений в самом деле были. Да и сами чемпионы не скрывали, что они не удовлетворены качеством своих танцев. А тут еще у Платова проявилась хроническая травма ноги, и все чаще ему приходилось обращаться за помощью к врачу. Начались пропуски турниров, что еще более усиливало слухи  том, что Оксана и Евгений скоро покинут любительский лед.
Кульминация этого процесса пришлась на осень прошлого года. И вскоре тайное стало явным. Не травма снижала спортивный тонус лучшей танцевальной пары мира и не творческого вдохновения не хватало им в решающий момент. Все было гораздо проще. Между чемпионами и их тренерами возникли разногласия, перешедшие вскоре в полный разрыв рабочих отношений. Грищук и Платов были предоставлены самим себе, их попросту начали выживать из спорта.
Не стану сейчас говорить о нравственной стороне такой позиции тренеров чемпионов. Это совсем другая тема. Мы ведь ведем разговор о возрождении чемпионов, об их силе, умении держать удар – в том числе и психологический! – и выходить победителями из ситуации, когда, казалось, все против них.
И вот тут-то как раз и возникает в уме термин «второе дыхание». А применительно к Оксане и Евгению, пожалуй, даже третье. Особенно, если вспомнить о том, что накануне последних зимних Олимпийских игр они покинули тогдашнего своего наставника Наталью Дубову и стали искать спортивное счастье с Натальей Линичук, за спиной которой неизменно в эти годы стоял не слишком оцененный прессой Геннадий Карпоносов (а ведь именно он – один из лучших знатоков, а в былые времена – исполнитель обязательных танцев). Первый же сезон принес блистательный олимпийский успех, добытый в борьбе с чемпионами мира майей Усовой и Александром Жулиным и олимпийскими чемпионами Джейн Торвилл и Кристофером Дином.
Молодость, яркий талант, высокая техника и особый душевный подъем, желание доказать всем, что с новым тренером им суждена длительная жизнь на спортивном Олимпе, покорили всех. Тем удивительнее было увидеть чемпионов, когда они в канун нового 1997 года приехали в Москву замкнутыми, возможно даже растерянными. Поскольку все последнее время они жили и тренировались в США, а информация оттуда поступала крайне скупая и не совсем точная (да и та чаще всего скрывалась руководителями Федерации фигурного катания России), все были дезориентированы и просто не понимали, что же происходит на самом деле с чемпионами.
И в этот момент Оксана и Евгений приняли решение, которое свидетельствует об их зрелости и мужестве, вере в себя, в свой талант, в конце концов, - в свою удачу. Они вторично меняют тренера и начинают тренироваться под руководством Татьяны Тарасовой. Их поддерживает в этом и Елена Чайковская, в ту пору еще главный тренер сборной команды России. И за какие-нибудь две-три недели все меняется, как по мановению волшебной палочки. Сверхинтенсивные тренировки, шлифовка новых программ, созданных совершенно самостоятельно, новый азарт и вдохновение выводят их на новую орбиту - к чемпионату Европы в Париже.
Соревнования показывают, что у них сегодня практически нет конкурентов. Судьи – и это не в силу своего консерватизма – единогласно выводят их в лидеры. Бывшие тренеры, активно готовившие смену фаворитов, не могут скрыть своего разочарования. Попытка «сохранить лицо» заявлением, что новые программы были созданы чемпионами все-таки с их участием, была дезавуирована категорическим «нет» самой Оксаны Грищук. Слова «Бог им судья…», произнесенные чемпионкой на пресс-конференции, поставили последнюю точку в споре, где победитель уже был известен.
Счастливая концовка? Хэппи энд?
Говорить так было бы и преждевременно, и, по меньшей мере, легкомысленно. Ведь Оксана и Евгений вместе с Тарасовой не скрывают своего намерения стать первыми в истории двукратными олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Эта задача колоссальной трудности, ибо именно олимпийские чемпионы дают танцам на льду новый творческий импульс. Так было всегда. Именно этого потребует от претендентов на олимпийское золото в Нагано умудренные опытом судьи. Именно этого ждут от них миллионы поклонников.
Это всеобщее ожидание давит, как многотонный пресс. Выдержать его дано немногим. Но вспомним, что Оксана Грищук и Евгений Платов обрели новое дыхание, а это значит, что они готовы одолеть последнюю прямую, отделяющую их от заветной цели.
P.S. Молодым читателям хотелось бы напомнить о том, что тренер Татьяна Тарасова является прекрасным специалистом по проблеме второго дыхания». Ей уже не раз приходилось помогать выдающимся фигуристам в тяжелую минуту, когда они оставляли за собой давно освоенные территории и с азартом первопроходцев пускались в новое путешествие по неизведанным землям. Благодаря своему творческому компасу ей неизменно удавалось находить правильное направление, приводившее фигуристов к блистательному успеху. Вспомним хотя бы спортивную пару Ирина Роднина и Александр Зайцев, с которой Тарасова дважды разделяла олимпийское золото 1976 и 1980 годов. Или танцевальный дуэт Марина Климова и Сергей Пономаренко, чей взлет на олимпийскую вершину пришелся на 1992-й.
Тонкая, глубоко психологическая работа в такие переломные периоды под силу далеко не каждому тренеру.

http://www.tarasova.ru/ath/archive/ogep/index.html

Copyright © Сайт открыт 25.10.2006 
Cоздание и управление сайтом - система CMS SiteEdit
 
Яндекс цитирования Каталог ссылок на интернет сайты с описаниями Cайт о И. Бобрине, Н. Бестемьяновой и А. Букине бесплатные форумы