Eвгений Платов

Eвгений Платов

 

Неофициальный сайт

 

Новости


 


Пресса с 2011 г

  

Евгений Платов: «Лучше мило улыбаться, чем ходить с миной на лице и плевать на пол» Ольга Николаенко, «СПОРТглавред», 17.05.11 16:53

Вторая часть интервью с двукратным олимпийским чемпионом в танцах на льду Евгением Платовым.


ЖАЖДА СКОРОСТИ

У спортсменов из детства остаётся больше положительных или отрицательных воспоминаний?

У кого как. У меня только положительные и светлые. Первые тренировки, девять вечера, родители тебя уже никуда не хотят вести, а ты говоришь: «С вами или без – я всё равно поехал!» И летишь на каток на троллейбусе. Темноты немножко тоже есть, были разные моменты, переход от тренера к тренеру. Но детские воспоминания – это что-то особенное! И этот запах… У катков, как и у манежей, он свой. Это был 1977 год, одесский дворец спорта и этот запах льда, фреона… Мне это настолько нравилось, это ощущение такого кайфа!

Меня всегда поражала скорость. В своё время Одесса гремела, и к нам постоянно приезжали на сборы великие мастера. Никогда не забуду группу Станислава Жука. Нам было лет по девять, мы только начинали кататься. Не вспомню, кто именно тогда приехал, но это были парники. И они начинают разминку, делают широкий шаг: шаг, моухок вправо, влево, выехали – и так пронеслись мимо меня! Меня ветром обдуло и прилепило к борту. Тогда понял, что попади я под ноги этому человеку, меня бы точно не стало. Меня это скорость насколько убила, что подумал: «Вот как надо кататься, какой же это кайф!»

Что ещё в фигурном катании есть прекрасного до безобразия, а что – ужасного?

Прекрасное то, что у нас соединены искусство и спорт. Где вы ещё такое увидите? Разве что спортивная и художественная гимнастика. А у нас ещё есть коньки, всё летит. Что ужасно? То, что нас оценивают. У нас нет секунд… Хотя есть! В поддержках. Контролёры сидят с секундомерами. Но если судья выражает своё мнение, это уже субъективно. Однако последний чемпионат мира был одним из тех немногих, если не единственным, где всё было честно. Других вспомнить не могу. Не знаю, что произошло, ведь у нас судейство такое, что волосы дыбом встают. А в Москве так точно сработали.

ПОБЕДА ЧЕСТНОСТИ НАД СУБЪЕКТИВИЗМОМ

Совпадают ли судьи и зрители в своих желаниях? Хотят ли они видеть одно и то же?

Думаю, да. Никто не отменял красоту танца, какие бы ни были правила. Вспомните чемпионат мира. Канадцы и американцы (Тесса Вирче/Скотт Мойр и Мерил Дэвис/Чарли Уайт. – Прим. авт.) выступили так, что я не выдержал и встал. Я никогда этого не делаю, у меня есть свои каноны, меня очень сложно чем-то удивить. Но это было идеально! Тесса со Скоттом долго были травмированы, не совсем готовы и под конец сникли, поэтому и проиграли. Но каким было начало! Я видел их на первой тренировке, и тогда это было далеко от истины. Они мастера, собрались и откатали.

Многие говорят, что с новыми правилами танцы скучно смотреть. Да, сначала так было. Новое познаётся не сразу. Нам понадобилось около пяти лет, чтобы понять, как сделать дорожки по-настоящему интересными. Вспомните, как всё начиналось: фигуристы 45 секунд делали серпантин. Технический контролёр смотрел на каждый шаг, а бедные судьи – друг на друга. Но ведь научились! Уже нет скучных программ. Да, не будет «Болеро» и «Мемориала», но будет что-нибудь другое. Какое шикарное танго было у Мерил Дэвис и Чарли Уайта! Может, все эти элементы немного и подкашивают, зато у нас появились критерии. Теперь все смотрят, сделает фигурист твизл или нет. Посмотрите, что произошло с французами Натали Пешала и Фабьяном Бурза. А маленькие американцы, Майя и Алекс Шибутани, откатались просто потрясающе и попали на пьедестал.

Шибутани катались чисто, но без особого блеска…

Они ещё юниоры. Шикарные юниоры, но как мастера не смотрятся. Французы сильнее. Но американцы показали чистое, гениальное, лёгкое катание. А Натали с Фабьяном грубо ошиблись.

Чтобы получить четвёртый уровень на дорожке, нужно на одной ноге чисто сделать четыре элемента. С каждой ошибкой понижается уровень. У французов первая скобка должна была выполняться на самой крутой дуге. В этот момент фигурист должен стоять абсолютно на середине конька, именно там должен быть центр тяжести. А Фабьян неправильно въехал и его кинуло назад. Конёк повернулся, а он – нет. Центр тяжести остался в другой стороне, практически на другом катке. Они потеряли на этом падении порядка 10-11 баллов. С такой ошибкой они честно проиграли. Хотя разрывы были минимальны, третье и четвёртое места разделили лишь 25 сотых балла! Любой судья мог поставить немного больше, и французы с таким падением были бы третьи. Но всё было так честно, наконец-то справедливо.

Чемпионат в Москве выделялся не только судейством. Верили, что в такой короткий срок настолько здорово удастся организовать соревнования?

Это была жуть. Мы сидели у телевизора, смотрели на весь ужас в Японии. Это катастрофа. Я обожаю эту страну, всегда еду туда с большим удовольствием. У них уникальная организация. Они, как муравьи, как запрограммированные машины. И когда всё отменилось… Было очень сложно готовиться к чемпионату, которого уже практически не существовало. Но когда российское правительство и ISU подтвердили, что турнир примет Москва, мы очень обрадовались. Я понял, что если кто и сможет быстро и качественно его провести, то только Россия.

ISU обратилась ко всем спортсменам и тренерам с просьбой не судить организаторов, если будут какие-то недоработки. Все понимали, что подготовить чемпионат меньше, чем за четыре недели, практически невозможно, что будут какие-то провалы. Но когда приехали, то в течение первых дней только говорили «Вау!» Россия сделала всё, чтобы провести чемпионат на фантастическом уровне. И наши зрители – они лучшие. Выступают наши конкуренты, а они поддерживают, хлопают в такт музыке.

Не скажите. Вспомните болельщиков в Финляндии. Правда, там и акустика на арене сыграла свою роль.

Согласен, в Финляндии тоже хорошие болельщики. Но они всё равно не сравнятся с нами. Наши зрители культурно образованы. Они ходят в театры, на балет. И когда они видят, что это откровенная туфта, они не хлопают, а когда видят классную программу… В Москве здорово выступать. Но в Киеве, думаю, не хуже.

КИНОМАН, ХУДОЖНИК, РЕЖИССЁР

Чтобы быть актёром на льду и режиссёром для льда, необходимо ли какие-то вещи в повседневной жизни воспринимать более чутко, чем остальные люди? Другими словами: художник должен быть голодным, художник должен быть несчастным?

Это точно. Когда всё в сытости и зажиточности, то несколько испорчено и не очень хорошо получается. Но спортсмены, не только фигуристы, это другие люди. У нас отличаются ощущения, мировоззрение. Любой нормальный человек, который травмируется, будет лежать в больнице несколько месяцев. Мы за две-три недели встаём на ноги, выступаем и завоёвываем медали. У нас другой подход, менталитет, мы более сфокусированы. Помогает ли что-то в жизни?.. Не думаю. Спортсмен уже сам по себе более или менее уникальный человек. Чтобы понять музыку, всегда ходим и на балет, мюзиклы, шоу, в оперу. Всегда подхватываем идеи. Тем более я живу рядом с Нью-Йорком, где Бродвейское шоу. Мне ещё очень помогает творить кино. Я его обожаю.

Какое именно?

Смотрю буквально всё подряд. Часто ходим с семьёй в кинотеатры. Обожаю «Оскар», всегда жду его с огромным нетерпением. Стараюсь смотреть все фильмы-номинанты, делать свой рейтинг. И в этом году «Король говорит» - это фильм номер один! Он гениален! Очень люблю исторические фильмы, фантастику. Она отвлекает от повседневной, ужасной жизни, от этого круговорота. Везде стреляют, убивают, и не только в российских фильмах, но и в американских. А тут фантастика, фантазия.

Если выбирать между «Оскаром» и европейскими фестивалями, предпочтение будет отдано первому?

Да, может, потому, что я давно живу в Америке, это всё близко, ты практически всех знаешь. А среди европейских – практически никого.

Фильмы, представленные на европейских фестивалях, далеко не всегда подходят для массовых просмотров.

Естественно, но иногда люблю смотреть и их. Мне интересно знать, какой фильм победит на Каннском кинофестивале, какая там будет музыка. И это не потому, что нужно для профессии. Это хобби.

А вам не кажется, что европейцы иногда слишком много внимания уделяют социальной тематике, как будто ощущая вину, что не помогли в своё время, не вмешались? Один из примеров – победитель 60-го Каннского кинофестиваля «Четыре месяца, три недели и два дня», где события фильма разворачиваются в Румынии времён правления Чаушеску. И это не только в кино. Тема советского времени актуальна во многих сферах.

Многие хотят охаять то время и тот строй. Тогда много чего произошло, но ведь были и свои прелести. Мне кажется, все улыбались. Сейчас всё перестраивается, капитализм, один человек ездит на «Роллс-ройсе», а ты не можешь себе купить велосипед. Эта разница убивает. Если поднять уровень страны, то и люди снова будут больше улыбаться. Нельзя получать зарплату и с трудом ею оплачивать коммунальные услуги. Это несерьёзно. Ни одна страна в мире так не живёт. При коммунистическом строе мы не знали, как лучше, не знали, что может быть и по-другому. Нам дали этот кусочек – и мы рады, все улыбаются.

ОДЕССКИЙ ГОВОР И КАЗАЦКАЯ ДУША

Так кто вы? Украинец, россиянин, американец, европеец? Или просто одессит? Кем вы себя ощущаете сегодня?

Хороший вопрос, я и сам задавал его себе. В своё время украинская федерация не смогла нас нормально спонсировать, и мы уехали. Москва нас взяла под своё крыло, и я невольно оказался россиянином. Получил прописку, паспорт. И когда всё разделилось, оказался на их стороне. В принципе, я должен быть украинцем, потому что родился там. Но, задав себе этот вопрос, понял, что больше чувствую себя россиянином.

У меня папа русский, из Новочеркасска. Там все Платовы были. Это донские казаки, их там было 90 процентов. Так что он у меня чистейший кацап. А ещё он думает, что мы потомки атамана Платова. Мама у меня тоже русская. Правда, у неё есть немножко польских и белорусских корней, но не украинских. Поэтому больше ощущаю себя россиянином.

Но я ведь родился в Одессе, обожаю этот город. Я одессит! И какой-то частью чувствую, что украинец, хоть у меня и нет этих кровей. Но, прожив 12 лет в Москве, почувствовал себя москвичом. Выровнялся язык, исчезло «шо»…

А было?

Ещё как! Меня так перевоспитывали в Москве! «Та шо такое?» – и сразу подзатыльник. Но я обожаю одесский говор. У меня там есть хорошие друзья и когда приезжаю в Одессу, сижу за столом, то просто откровенно хохочу. А когда едешь в троллейбусе… «Так шо, вы сходите?» - «Та сходят с ума! Я выхожу». Сажусь в Одессе в троллейбус – и получаю море удовольствия. Это супер!

Теперь домом стали США?

Всё получилось случайно, никто не планировал эмигрировать. Но тогда не было никаких условий, страна разваливалась. Помните, одно время вообще не было бензина? Заправляться нужно было в два часа ночи и стоять в очереди часа по три. У нас в «Олимпийском», в Москве, даже нельзя было лёд залить – не было бензина для «Замбони». После Олимпийских игр уехали тренироваться в Америку. Там нам дали условия, бесплатный лёд с утра до ночи, зал, питание, проживание. Мы были, как у Христа за пазухой. И так получилось, что Америка стала моим вторым домом, и там мы готовились к Олимпиаде 1998 года.

А какой-то излишней американизации на себе не ощущаете? И действительно ли Штаты настолько стереотипны, как это принято считать? Фальшивые улыбки…

Я лучше буду мило улыбаться, чем ходить с миной на своём лице и плевать на пол. Мне эта страна очень нравится. Но я каждый год езжу в Одессу, по несколько раз бываю в Москве. Нельзя сказать, что я уехал в Америку и стал американцем. Хотя моя практически жена (мы помолвлены) итальянская американка. То есть эти корни у меня уже тоже вросли.

Понимаете, США – это страна, где в основном всё делается для людей, а не против них. Я привёз родителей в Америку, купил небольшой домик. Они счастливы: живут там, ездят на машине. Я ничего не имею против других стран, но в Америке старикам почёт и поклон, все удобства. Там даже строятся специальные коммьюнити. Именно там я и купил домик. У них свои бассейн, бильярдная, теннисный корт, на котором и я играю, баскетбольная площадка, специальные беседки. Каждый день что-то проводится: игра в покер, бридж, поездка на автобусе в Атлантик-Сити, Нью-Йорк. Цена – практически нулевая. Где лучше жить старикам? Посадить их в Одессе на их пенсию, где люди мучаются, несчастные до слёз? Где борются за прибавление трёх копеек к этим пенсиям? Ну как так жить?

Пока страна не выйдет на нормальный уровень, так всё и будет происходить. В Америке средний уровень поднят. Если у тебя есть свой маленький бизнес, даже небольшой, достаточно открыть маленькую лавку, ты живёшь нормально. У тебя есть дом, машина и ты отдыхаешь по выходным, ездишь на океан. Вот поэтому мне нравится жить в этой стране. И мне нравится то, что люди улыбаются, искренне или нет. В жизни надо больше улыбаться.

США вобрали в себя много культур, но особняком здесь стоит, наверное, Нью-Йорк?

Америка вообще колоритная. Канада более спокойная, с более размеренной жизнью, маленькими деревушками. Она не перенасыщена. В Америке, наоборот, очень много людей. Особенно там, где мы живём, в Нью-Джерси. Но есть прекрасные штаты, например, Флорида. Я очень люблю Нью-Йорк. Наверное, потому, что обожаю Москву. Сейчас она перенасыщена, всё стало по-другому. А если вспомнить её лет 10-15 назад, когда не было так много машин, можно было выехать и долететь по этим шикарным проспектам, куда угодно. Это прекрасно!

А Нью-Йорк чем хорош? Ненавижу Куинс и Бруклин, но обожаю Манхэттен. Эти авеню и стриты, бродвейские шоу, свет, там настолько всё культурно. Город вычищен, там так приятно. Это центр культурной жизни.

Copyright © Сайт открыт 25.10.2006 
Cоздание и управление сайтом - система CMS SiteEdit
 
Яндекс цитирования Каталог ссылок на интернет сайты с описаниями Cайт о И. Бобрине, Н. Бестемьяновой и А. Букине бесплатные форумы